Главная Статьи о Древнем Египте История Древнего Египта

Столицы стран мира

Лондон

Париж

Мадрид

История Древнего Египта
Индекс материала
История Древнего Египта
Раннее царство
Древнее царство
Первый переходный период
Среднее царство
Второй переходный период
Все страницы

История Древнего Египта охватывает примерно три тысячелетия. Всё это время страной правили фараоны. Интересные факты про Египет Зачем нужна история

Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи:

  • Первый додинастический период (начало 4 тыс. до н.э.);
  • Второй додинастический период (середина 4 тыс. до н.э.);
  • Раннее царство (32–29 вв. до н.э.);
  • Древнее царство (28–23 вв. до н.э.);
  • Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.);
  • Среднее царство (21–18 вв. до н.э.);
  • Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.);
  • Новое царство (16–11 вв. до н.э.);
  • Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.);
  • Позднее царство (9–7 вв. до н.э.);
  • эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).

Здесь приведена наиболее простая и запоминающаяся схема, одна из нескольких, принятых различными египтологами. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно.

Можно привести хронологию из Википедии, правда такая точность дат вызывает сомнения:

  • Раннее царство (I—II династии) — 3120—2778 гг. до н. э.
  • Древнее царство (III—VI династии) — 2778—2263 гг. до н. э.
  • Первый переходный период (VII—X династии) — 2263—2070 гг. до н. э.
  • Среднее царство (XI и XII династии) — 2160—1785 гг. до н. э.
  • Второй переходный период (XIII—XVII династии) — 1785—1580 гг. до н. э.
  • Новое царство (XVIII—XX династии) — 1580—1075 гг. до н. э.
  • Третий переходный период — (XXI—XXVI династии) 1075—656 гг. до н. э.
  • Позднее царство или Поздний период (XXVII—XXX династии) — 656—332 гг. до н. э., до завоевания Александром Великим.

Человек жил в долине Нила ещё в эпоху палеолита. Археологами были обнаружены стоянки первобытных охотников и собирателей. Место это было очень удобно для жизни. Оно представляло собой долину, полную заросших тростником мелей и болот, которые каждый год после разлива оставлял Нил, наполнив их водоплавающей птицей, рыбой, гиппопотамами и крокодилами. Такие условия долго сохранялись и в более поздние времена, хотя постепенно площадь возделанных земель расширялась. Реку тогда окружали луга и низкие кустарники, в которых скрывались дикие ослы, львы, берберийские овцы, альпийские козлы, антилопы и пустынная дичь, на которую охотились поколения египтян в доисторические времена и во времена фараонов.

Неолитические племена 5 тыс. до н.э. еще не знали меди и продолжали пользоваться каменными орудиями. Но они уже разводят скот и занимаются примитивным земледелием. Пока охота и рыболовство все же остаются главным источником их существования.

В конце 5 – начале 4 тыс. до н.э. в долине Нила начинается эпоха энеолита (медного века). Появляются в обиходе предметы из меди (бусы, проколки). Возрастает роль земледелия, сооружаются небольшие оросительные каналы. Но охота и рыболовство сохраняют свою важность.

Нам никогда не будет известна духовная жизнь этих ранних обитателей долины Нила. Они определенно верили в загробную жизнь, поскольку тела в доисторических погребениях расположены в таком положении, как будто ожидают возрождения, и рядом лежат оружие, косметические принадлежности, стоят горшки, иногда находятся грубые фигурки женщин из глины или кости, предполагающие, что в загробном мире человек (по крайней мере, мужчина) будет иметь те же потребности, что и на земле.

Первый додинастический период (первая половина 4 тыс. до н.э.).

В начале 4 тыс. до н.э. у племен нильской долины оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим. Число и размеры поселений увеличиваются, они обносятся стенами. Происходит значительный рост населения. Из меди теперь делают не только украшения, но и орудия труда. Появляются предметы из золота.

Второй додинастический период (35–33 вв. до н.э.).

В середине 4 тыс. до н.э. жители долины Нила окончательно переходят к оседлости; теперь ведущую роль в их жизни играют скотоводство и земледелие. Появляется имущественное неравенство; основным богатством считается скот. Родовая земледельческая община трансформируется в соседскую. Захваченные в результате постоянных военный столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов.

Необходимость создавать и поддерживать ирригационные системы, которые охватывали большие территории способствовала объединению общин в более крупные образования. Одна из общин и её поселение неизбежно превращалось в административный, военный и религиозный центр объединения, здесь строился храм. К концу 34 в. до н.э. появились крупные территориальные образования – номы, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта.

К концу IV тысячелетия до нашей эры в долине Нила от первого порога этой реки (район Асуана) до Средиземного моря существовало около 40 номов – замкнутых в хозяйственном и культурном плане областей.

Усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы привела к политическому объединению всей нильской долины. Результатом борьбы номов за политическое господство стало возникновение двух государств – Нижнего Царства или Нижнего Египта в Дельте Нила со столицей в Буто и Верхнего Царства или Верхнего Египта со столицей в Нехене (Иераконполь). Ведущим культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.

Номы в долине Нила располагались цепочкой на орошаемых территориях вдоль реки. Номы в Дельте Нила жили обособленно, вдоль отдельных протоков, отделенные друг от друга болотами, которые так и не были осушены. Возможно, из-за этой обособленности Нижнее Царство оказалось более «рыхлым», менее сплоченным. И, когда началась борьба между двумя Царствами, Нижний Египет проиграл в схватке. В результате, около 3200 г до нашей эры Верхний Египет побеждает, и его правитель, царь Нармер, начинает величать себя Господином Верхнего и Нижнего Египта, а его корона объединяет красную и белую короны владык прежних царств. Династия Нармера («Нулевая») стала первой правящей общеегипетской династией.

На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных государств указывают сохранившиеся в течение всей позднейшей истории Древнего Египта обычные титулы фараона - «владыка двух стран» и «царь Верхнего и Нижнего Египта», а также прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части, соответственно древнему делению Египта на южную и северную страну.

Традиция деления на династии

Всю историю Древнего Египта, с того времени, как образовалось единое государство, принято делить на периоды правления династий фараонов.

Каждая династия начиналась с появления яркого лидера, который выделялся какими-либо своими личными качествами или делами.

Традиция деления на династии появилась благодаря древнему историку Манефону, который был египетским жрецом и оставил описание истории Древнего Египта на греческом языке, дошедшее до нас в виде нескольких отрывков.

Официальная египтология не признаёт значительную – додинастическую – часть списка правителей Манефона, но введенный им принцип был взят за основу. Ныне имеющегося списка из 30 династий археологам уже не хватает, уже добавлены не только 0 династия, но и 00 династия, – видимо, чтобы не уходить в область отрицательных чисел.

Начало династического списка привязано к появлению Древнего Египта именно как единого государства.

Строго говоря, обозначить какую-то точную дату объединения страны нельзя. Долгое время считалось, что объединил Египет основатель первой династии Менес. Но сейчас уже признано, что процесс подчинения номов единому центру начался еще до Менеса, – в период нулевой династии. Тогда правил царь Нармер, о победах которого гласит дошедшая до нас табличка (так называемая палетка). А до Нармера был легендарный царь Скорпион (долгое время считалось, что он был сугубо мифологическим персонажем, но ныне историки склоняются к тому, что царь Скорпион существовал в реальности). А полностью процесс объединения Египта закончился уже в период правления II династии фараонов.


Пока считается, что со времени правления династии Нармера, началась история Раннего царства в Древнем Египте.

Палетка фараона Нармера

О царе Нармере рассказывает так называемая палетка фараона Нармера, найденная при раскопках Иераконполя в 1898 году. Палетка в символической форме повествует о победе этого царя над жителями Нижнего Египта.

Фараон Нармер изображен на передней стороне палетки в белой высокой бутылкообразной короне Верхнего Египта, с поднятой вверх булавой над головой вражеского правителя, - предположительно, фараона Нижнего Египта. Сразу несколько сценок можно увидеть с другой стороны палетки, важнейшая из которых – фараон Нармер в троновидной красной короне Нижнего Египта, предстающий пред торжественной процессией. Очевидно, изображения в двух коронах одного и того же фараона должно было символизировать покорение им Нижнего Египта и делать его правителем Обеих Земель.

Нулевую династию, основанную фараоном Нармером сменила I династия, которая происходила из города Тин (греч. Тинис), находившегося в средней части Верхнего Египта (близ Абидоса). Родоначальником I династии был царь Менес. Это имя употребляется в разных формах: Менес, Мени, Мина, Мен, Менни. Вот столько форм имени основателя первой династии в истории Древнего Египта я нашла в разных источниках. По всей вероятности, у него ещё было тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец").

Его родной город Тинис лежал недостаточно близко от Дельты, чтобы служить ему резиденцией. Поэтому в целях сплочения государства Менес основал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис.

Правление первой династии стало периодом относительной стабильности, так что один из царей первой династии – Джер – смог осуществить ряд успешных походов за пределы Египта. Постепенно был установлен контроль над Синайским полуостровом.

Но достигнутое единство страны не было окончательным. Покоренный Нижний Египет ещё долго не желал признать свое поражение. В правление II династии в Нижнем Египте усилилось сепаратистское движение. Стремясь подавить его, правители прибегали к репрессиям (кровавое подавление восстания в Дельте царем Хасехемуи). Предпринимались также попытки разрешить противоречия мирным путем. Для объединения страны в религиозном отношении некоторые цари демонстративно принимают имя Сета или одновременно Сета и Гора (ведь Сету поклонялись в Нижнем Египте, а в Верхнем - Гору). По-видимому, к концу правления II династии Нижний Египет был окончательно покорен.

Из раннединастических погребений до нас дошли орудия производства Раннего царства. Это прежде всего изделия из меди - плоские рабочие топоры, тесла, гарпуны, ножи, рыболовные крючки, наконечники деревянных мотыг, вилы; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения.

Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху меднокаменного века. В это время была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность получать весьма высокие урожаи.

Период Раннего царства был временем становления общеегипетского государственного аппарата. Из надписей I и II династий мы узнаём о названиях многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах. По-видимому, на протяжении всей истории Раннего царства шел поиск оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Судя по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знатные люди, происходившие из номов и тесно с ними связанные, сохраняли большую экономическую самостоятельность.

Погребения периода I и II династий говорят о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору: наряду с богатыми погребениями знати найдены и более скромные погребения, а также совсем бедные (просто неглубокие ямки на краю пустыни) низших слоев египетского общества.


Древнее царство (начало 28 - середина 23 вв. до н.э.) — более чем пятисотлетний период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. Это время характеризуется в первую очередь окончательным, прочным объединением страны, сплочением ее в одно политическое и экономическое целое.

Во главе централизованного сильного рабовладельческого государства стоял царь, часто называемый в литературе фараоном. Термин "фараон" пришел к нам из греческого языка, но восходит он к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства - nep-'o, что означает "Большой дом" (т.е. дворец); само имя царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось. Но можно условно всех правителей Древнего Египта называть фараонами.

Фараон обладал абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считался богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.

Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона - войны и торговые экспедиции, большие религиозные и династические праздники, большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях. Длинная, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура фараона содержала в себе. пять имен, в том числе личное и тронное.

Важнейшим помощником царя был верховный сановник - чати (в литературе часто называемый визирем), осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны. Чати мог занимать и другие должности, но известно, что в течение почти всей истории Египта визирю не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник - начальник войска.

Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства, при IV династии, во время наивысшего расцвета Древнего царства, уже полностью подчинялись центральной власти: существовал жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации, фараон мог по своей воле перемещать номархов (правителей номов) из одного нома в другой, из верхнего Египта в Нижний и наоборот. Важнейшие лица в государстве - чати, военачальники, верховные жрецы важнейших египетских храмов - состояли в родстве с представителями царского дома.

Египетское войско состояло в основном из пехоты. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Границы Египта на Севере и Юге защищала система оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Интересно, что полицейские функции в Египте с древнейших времен осуществляли выходцы из рано покоренной египтянами Северной Нубии - маджаи.

Египет часто образно называют "Страной пирамид". К югу от Каира разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Древнего царства.

Первая, еще ступенчатая, 60-метровая пирамида была воздвигнута близ современного местечка Саккара для фараона III династии, основателя Древнего царства Джосера. Строительством птрамиды Джосера занимался талантливый архитектор, врач и чати, знаменитый Имхетеп, впоследствии обожествленный. В период правления фараона Джосера придворными учеными был создан первый солнечный календарь.

Почему-то глубоким мраком окутано время правления остальных фараонов III династии - нам хорошо известен только ее родоначальник Джосер.

Около 2613 года до н. э к власти приходит IV династия египетских правителей. К тому времени Древний Египет стал сильным централизованным государством, что позволило построить грандиозные пирамиды.

Первым фараоном IV династии был Снофру. При нем сооружаются «Ромбовидная» и «Розовая» пирамиды в Дашхуре.

Снофру предпринимает один из первых успешных походов в Нубию, принесший большое количество пленных.

Его преемником стал фараон Хуфу (Хеопс). По планам зодчего Хемиуна возводится гладкосторонняя Великая пирамида на плато в Гизе (Эль-Гизе) высотой 146,6 м (ныне 136 м).

Следующий фараон Джедефр, сын Хеопса, начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш. Недостроенная пирамида и разбитые изваяния, Джедефра, возможно, свидетельствуют о междоусобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хефрена.

В правление фараона Хафры (Хефрена) была построена вторая по величине пирамида Гизы, создан Великий Сфинкс.

После него правление фараона Микерина (Менкаура). Построена третья пирамида в Эль-Гизе.

Последним фараоном IV династии был Шепсескаф. От нас пока скрыт, по-видимому, драматический конец могущественной IV династии и приход на ее место V династии в лице ее основателя Усеркафа.

С восшествием на престол V династии началось общегосударственное почитание солнечного бога Ра - главного бога Гелиопольского нома, из которого, возможно, и происходила эта династия. Теперь царь не только отождествляется с богом Хором, традиционным покровителем раннединастических египетских царей, но и выступает как сын бога Ра. Пятеро первых фараонов новой династии возводят в честь бога Ра солнечные храмы с огромным обелиском внутри обнесенного оградой двора. При V династии среди высших должностных лиц государства появляются выходцы из знати, не связанной с царем родственными отношениями (что было типично при предшествующей династии).

Возводили себе пирамиды, правда менее грандиозные, и цари V и VI династий. Пирамиды V династии расположены в районе Абу-Сира и Саккары. Возле Саккары находятся и пирамиды царей VI династии. Саккарский некрополь знати - самый обширный и важный в Древнем царстве.

Вся вторая половина Древнего царства - это время длительной и упорной борьбы усилившейся номовой администрации за свою политическую и экономическую автономию, против чрезмерного засилья центральной власти. На это указывают хотя бы погребения верхнеегипетских номархов (глав администрацию номов) периода VI династии. Наследственные некрополи номархов того времени обнаружены по всему Верхнему Египту. При этом гробницы номархов от поколения к поколению становятся все более роскошными, а гробницы царей - пирамиды - уже не идут ни в какое сравнение с величественными вооружениями могущественных фараонов IV династии.

Царской администрации со временем все более и более приходится идти на уступки правителям номов. Ослабевает политическое влияние мемфисских царей. Вскоре после смерти царя VI династии Пиопи II, который царствовал в Египте почти 100 лет, власть Мемфиса над Египтом становится номинальной. Еще поддерживают традиции Древнего царства правители VII-VIII династии, но эпоха былого величия прошла безвозвратно. Около 2200 г. до н.э. страна распадается на множество независимых номов. Эпоха Древнего царства завершается.

Время правления фараонов VII-VIII династий часто относят к первому переходному периоду. Что сути дела почти не меняет. Согласно Манефону, VII династия включала 70 мемфисских правителей, которые царствовали в общей сложности всего 70 дней.


 

Первый переходный период в истории Древнего Египта пришелся на период с середины 23 по середину 21 вв.  В течение первого переходного периода в Древнем Египте правили VII—X династии. Фараоны этих династий практически не имели власти. О них  ничего не известно, кроме имен. Страна распалась на 42 отдельных округа-нома, во главе которых стояли номархи. Ослабление центральной власти привело к смутам и анархии. Утрата государственного единства стала причиной развала общеегипетской ирригационной системы, что привело к  экономическому кризису и массовому голоду.

Номархи боролись за власть, большая часть страны была вовлечена в гражданскую войну и различные восстания; согласно источнику, «земля дрожала, Средний Египет жил в страхе, весь народ был в ужасе, деревни были в панике, всеми владел страх».  В стране бродили разбойничьи шайки, чернь, которая грабила заупокойные храмы и усыпальницы. Северные провинции периодически подвергались набегам азиатских кочевников и ливийцев.

Было ясно, что номархи собственными силами не смогут справиться с трудностями, которые переживала страна. Необходимость в объединении Древнего Египта стала очевидна.

Первым претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. Его правители  подчинили Дельту и верхнеегипетскую область Тина, смогли отразить вторжения кочевников и укрепить северные границы. Первому царю IX династии Ахтою (Хети) I удалось объединить Египет.

В это время на юге образуется Фиванское царство, контролирующее долину Нила от Абидоса до 1-го порога.  Борьба между Фивами и Гераклеополем, поддержанным правителями Гермополя и Сиута, за новое объединение страны и гегемонию в ней завершилась в конце 21  века до н. э. победой Фив при фараоне Ментухотепе II, основавшего XI династию. Целостность Египетского государства была восстановлена.

 


С победой Ментухотепа и объединением страны начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства (2040—1750 гг. до н. э., XI—XIII династии).

 

Период с  2040—1991 гг. до н. э. был временем правления XI династии в Египте (Ментухотепы I—III).

Фараоны XI династии, сосредоточив в руках центрального правительства людские и материальные ресурсы страны, начали восстановление общеегипетской ирригационной системы, существовавшей в эпоху Древнего царства. Завершили работы уже правители XII династии. Это стало началом подъёма экономики и, прежде всего, сельского хозяйства.

Вместе с Древним царством ушли в прошлое огромные хозяйства столичных вельмож. В стране появилось множество более мелких хозяйств.

Мелкие хозяйства уже не производили всех необходимых в хозяйстве вещей, специализируясь только на некоторых, предназначенных на продажу. Хотя зерно оставалось распространённым средством оценки и расплаты, но в составе платы за услуги учащается упоминание меди.

В этот период наблюдается также известный рост товарно-денежных отношений.

Сложились условия, которые благоприятствовали повышению инициативы отдельных производителей, что позволило именно в это время добиться усовершенствований в технике сельского хозяйства.

Со времени XI династии большое распространение получили плуги с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим нажим при пахоте.

Не позже XI династии произошла замена зернотёрки, лежащей на земле, зернотёркой, прилаженной наклонно на подставке. Мука после размола теперь сыпалась во вместилище, находившееся спереди. Работающему на зернотёрке уже не надо было стоять на коленях, так что тяжёлый труд по перетиранию зерна вручную между двумя жерновами несколько облегчался.

Примерно в это же время был преобразован прибор для выжимания плодов — мешок, закручивавшийся шестами с подставным чаном. Мешок и чан были помещены внутри деревянной установки, и выжимание можно было производить всего лишь при помощи одного шеста, что было гораздо удобнее.

Изображения времени XII династии говорят о нововведении и в скотоводстве: наряду с древней породой  с развесистыми рогами появляется новая порода баранов, с подогнутыми рогами; этой породе суждено было со временем заменить первую.

В это же время появилась принципиально новая отрасль — производство пастового стекла. Изделия из него не выдуваются мастером через трубки, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы.

Рабами тогда владели не только фараоны, но и частные лица. Впервые в Среднем царстве подневольных людей стали называть «головами». «Головы» переходили из рук в руки и в порядке наследования.

В Среднем царстве значение и роль номархов существенно не изменились. Они стали только более послушными верховной власти Даже когда престол занял основатель новой, XII династии, Аменемхет I, приступивший к возрождению египетской государственности в её древней форме, положение номархов оставалось по существу непоколебленным.

Именно ко времени XII династии относится расцвет Среднего царства. Эта династия воцарилась около 2000 г. до н. э. и обладала прочной властью до начала XVIII столетия до н. э. За два с лишним века сменилось всего лишь восемь фараонов: Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерты II и III, Аменемхеты III и IV, фараон-женщина Нефрусебек.

Аменемхет I обосновался не в Фиванской области, а на севере, на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, в крепости, многозначительно именовавшейся «захватившей обе земли» («Иттауи»). Эта крепость и стала столицей XII династии. Построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами, город Итатуи располагался неподалёку от древнего Мемфиса (около нынешнего селения Лишт).

Потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. Поэтому были предприняты крупные ирригационные работы в обширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория.

Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Итатуи.

У входа в Фаюмский оазис, было возведено загадочное грандиозное каменное здание с тысячами комнат, коридоров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Возможно, это был заупокойный храм одного из самых успешных фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1850—1800 гг. до н.э.). В его залах хранились изваяния многочисленных (около тысячи) местных и общеегипетских божеств. Лабиринт не сохранился до наших дней, и о нем можно судить лишь по описаниям.

Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие области жизненно важными центрами государства.

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населения, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий.

В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Многие народы Месопотамии, Малой Азии, Восточного Средиземноморья использовали бронзу значительно раньше египтян. Это отставание объяснялось прежде всего отсутствием в долине Нила и окружающих его странах олова, необходимого компонента для получения бронзо-сплава.

Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре. Все это активизировало торговые операции, охватывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Египетские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и сирийские города доходили до Малой Азии и Вавилонии. Вещи, вывезнные из Египта, найдены при раскопках палестинского города Гезер,  в развалинах кносского дворца на Крите, города Угарит в Северной Сирии.

Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Финикии. Именно через Библ в Египет шли олово и серебро из Малой Азии, ценный ливанский кедр и строевой лес.

Другим направлением египетской торговли было южное — в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благовония, экзотических животных.

Укреплению царской власти при XII династии способствовали победоносные войны с соседями.

Несколько походов и создание мощных крепостей у вторых порогов Нила закрепили Северную Эфиопию за Египтом.

Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. Город Библ стал настолько египетским, что иные его правители приказывали надписывать по-египетски свои печатки и утварь, величая себя тем же званием, что и номархи в Египте.

В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.

Обожествление царской власти по-прежнему оставалось важнейшей чертой религии. XII династия выдвинула культ нового государственного бога — Амона. Средоточием культа Амона стал в это время город Фивы, на севере фиванского нома. Амон был отождествлён с древним государственным богом Солнца Ра под именем Амон-Ра.

Общий подъём хозяйственной и общественной жизни в период Среднего царства благотворно сказался на развитии науки. Именно Среднему царству принадлежит несколько списков задачников. Среднеегипетская счётная и землемерная наука, несмотря на крайнюю громоздкость образования дробей, решала сложные задачи, орудовала понятием неизвестного, числом тт (которое они считали равным 3,16), вычисляла объём усечённой пирамиды и, возможно, поверхность полушария. От Среднего царства дошли также остатки лечебника по женским болезням и лечебника для животных.

Внутренняя борьба в обществе Среднего царства была напряжённой даже в самую «спокойную» пору, во времена XII династии. Цари XII династии ещё при жизни назначали своих наследников соправителями, и они принимали при жизни отца царский титул. Фараоны постоянно заботились о своей безопасности.

На Аменемхета I было совершено ночное нападение в его собственной опочивальне, которое, по-видимому, стоило ему жизни, несмотря на упорную самооборону. По Манефону, Аменемхет II был убит придворными евнухами, но возможно, что Аменемхет II спутан тут с Аменемхетом I.

Цари чувствовали ненадёжность своего окружения и везде видели опасность. Сыск получил в это время небывалое значение.

Только с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, до этого непрерывная, внезапно пресекается. По-видимому, Аменемхету III удалось сломить могущество номархов.

Это, однако, не уничтожило сложных общественных противоречий, раздиравших общество Египта во времена Среднего царства.

После Аменемхета III — последнего и единственного царя времени Среднего царства, сколько-нибудь напоминавшего могущественных фараонов Древнего царства,— на престоле промелькнули два недолговечных правителя, из которых вторым была женщина, и XII династия пресеклась.

Процесс ослабления центральной власти усиливается при XIII династии, когда престол становится игрушкой в руках соперничавших группировок знати. Но такого распада страны, который последовал за Древним царством, теперь не повторилось, административный аппарат продолжал функционировать, Египет удерживал под своим контролем Нубию.

Более того, номархи не вернули себе даже того положения, какое они имели до Аменемхета III,— встретить гробницу номарха в духе XII династии можно при XIII династии разве как исключение.

После XII династии Манефон называет одну династию из Фив и одну династию из Ксоиса в западной части Дельты — XIII и XIV по счёту. Возможно, представители этих династий правили одновременно или по очереди сменяли друг друга.

Престол стал игрушкой в руках боровшихся сил, цари свергались один за другим. Продолжительность царствований не превышает обыкновенно всего нескольких лет, а иногда даже месяцев или дней. Некоторые цари прямо называли своих нецарственных родителей, другие и на престоле сохраняли имена, звучащие совсем не по-царски.

Смертельный удар ослабленному государству был нанесён извне. Под конец Среднего царства Египет был завоёван пришельцами с Востока, которых Манефон именовал гиксосами.

 


 

Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества разных племен и этнических групп. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.

Слово «гиксос» — египетское. Сначала так называли только гиксосских фараонов (дословно ‘гиксос’ означает ‘иноземный правитель’ или ‘царь пастухов’). Позднее это название распространилось на всех представителей гиксосского племени. Подлинное самоназвание гиксосов неизвестно.

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии.

У кочевников, пришедших из глубин Азии, были невиданные прежде средства ведения войны — боевые колесницы, запряженные лошадьми. До этого лошадь практически была неизвестна в Египте.

На своих колесницах они пересекли Синайский полуостров и вторглись в страну фараонов. Ослабленный междоусобицами, Древний Египет покорился гиксосам почти без боя.

«И, победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, — писал Манефон, — а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жен» (пер. Е. Б. Смагиной). Менефон писал о событиях, которые отстояли на многие века от того времени, в которое он жил. Не все принимают на веру его описание истории Древнего Египта.

Есть другая гипотеза, согласно которой в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила.  Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей город Аварис на самом востоке Дельты.

Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом (1715 — ок. 1554 до н. э., XV—XVI династии).

Сразу несколько династий в течение этого времени боролись за власть.

Сведения об этом периоде истории Древнего Египта крайне скудны и принадлежат лишь позднейшим историкам.

Власть гиксосов распространялась в основном на северные районы страны. Верхний Египет лишь номинально подчинился пришлой династии.

Как часто бывает, кочевники-завоеватели подпали под влияние превосходившей их по уровню развития и численности населения египетской цивилизации.

Правители гиксосов быстро ассимилировались в египетской культуре, включая иероглифическое письмо и поклонение старым богам. Со временем гиксосские цари выступали уже в роли фараонов. Они приняли их титул, назывались «сынами Солнца» и объявляли себя почитателями египетских богов. В особенности они почитали Сета, брата Осириса. Правда, с Сетом они отождествили одного из своих богов.

Позже, в Новом царстве, было принято называть сирийских и малоазийских богов «сетами».

Гиксосов, как и многие варварские племена, покорявшие когда-либо крупные цивилизованные державы, сгубила одна беда: любовь к неге и роскоши. Потомки суровых воинов превратились в изнеженных царедворцев.

Объединить весь Древний Египет под своею властью они по-настоящему так и не смогли.

На юге над Фивами и соседними областями царствовали египетские цари, но их  владения порой ограничивались лишь окрестными землями.  Захудалые, судя по их бедным памятникам, правители не всегда могли сохранить самостоятельность; одно время фиванские цари признавали себя вассалами гиксосов.

Так было во времена правления гиксосских царей Хиана и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг. Неизвестно, свергли ли завоеватели южную царскую династию или она продолжала существовать под их главенством. Но уже на исходе гиксосского владычества в Фивах существовали цари, которых принято считать XVII династией. XV династию точно составляли гиксосы. В отношении XVI династии не вполне ясно, была ли она гиксосской или фиванской. Сохранившиеся выдержки из Манефона в этом вопросе расходятся.

Начало борьбы за освобождение от гиксосского владычества по легенде связано с фиванским царём Секненра, мумия которого покрыта глубокими ранами, некоторые из них смертельны. Видимо, он погиб в одном из сражений с гиксосами.

Его сын, Камос, последний царь XVII династии собрал войско, двинулся на север и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его. Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта. Изгнание гиксосов завершается взятием крепости Шарухен в южной Палестине.

Сохранились различные материальные свидетельства пребывания гиксосов в Древнем Египте. Так, им приписывают определенные виды игл и украшений, керамических изделий и орнаментов.

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: разные виды мечей и кинжалов, более сложный загнутый назад лук, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем.

У гиксосов было перенято самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий.

В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский бог Сет. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.