Главная Статьи о Древнем Египте История Древнего Египта

Столицы стран мира

Лондон

Париж

Мадрид

История Древнего Египта - Второй переходный период
Индекс материала
История Древнего Египта
Раннее царство
Древнее царство
Первый переходный период
Среднее царство
Второй переходный период
Все страницы

 

Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества разных племен и этнических групп. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.

Слово «гиксос» — египетское. Сначала так называли только гиксосских фараонов (дословно ‘гиксос’ означает ‘иноземный правитель’ или ‘царь пастухов’). Позднее это название распространилось на всех представителей гиксосского племени. Подлинное самоназвание гиксосов неизвестно.

Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии.

У кочевников, пришедших из глубин Азии, были невиданные прежде средства ведения войны — боевые колесницы, запряженные лошадьми. До этого лошадь практически была неизвестна в Египте.

На своих колесницах они пересекли Синайский полуостров и вторглись в страну фараонов. Ослабленный междоусобицами, Древний Египет покорился гиксосам почти без боя.

«И, победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, — писал Манефон, — а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жен» (пер. Е. Б. Смагиной). Менефон писал о событиях, которые отстояли на многие века от того времени, в которое он жил. Не все принимают на веру его описание истории Древнего Египта.

Есть другая гипотеза, согласно которой в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила.  Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей город Аварис на самом востоке Дельты.

Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом (1715 — ок. 1554 до н. э., XV—XVI династии).

Сразу несколько династий в течение этого времени боролись за власть.

Сведения об этом периоде истории Древнего Египта крайне скудны и принадлежат лишь позднейшим историкам.

Власть гиксосов распространялась в основном на северные районы страны. Верхний Египет лишь номинально подчинился пришлой династии.

Как часто бывает, кочевники-завоеватели подпали под влияние превосходившей их по уровню развития и численности населения египетской цивилизации.

Правители гиксосов быстро ассимилировались в египетской культуре, включая иероглифическое письмо и поклонение старым богам. Со временем гиксосские цари выступали уже в роли фараонов. Они приняли их титул, назывались «сынами Солнца» и объявляли себя почитателями египетских богов. В особенности они почитали Сета, брата Осириса. Правда, с Сетом они отождествили одного из своих богов.

Позже, в Новом царстве, было принято называть сирийских и малоазийских богов «сетами».

Гиксосов, как и многие варварские племена, покорявшие когда-либо крупные цивилизованные державы, сгубила одна беда: любовь к неге и роскоши. Потомки суровых воинов превратились в изнеженных царедворцев.

Объединить весь Древний Египет под своею властью они по-настоящему так и не смогли.

На юге над Фивами и соседними областями царствовали египетские цари, но их  владения порой ограничивались лишь окрестными землями.  Захудалые, судя по их бедным памятникам, правители не всегда могли сохранить самостоятельность; одно время фиванские цари признавали себя вассалами гиксосов.

Так было во времена правления гиксосских царей Хиана и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг. Неизвестно, свергли ли завоеватели южную царскую династию или она продолжала существовать под их главенством. Но уже на исходе гиксосского владычества в Фивах существовали цари, которых принято считать XVII династией. XV династию точно составляли гиксосы. В отношении XVI династии не вполне ясно, была ли она гиксосской или фиванской. Сохранившиеся выдержки из Манефона в этом вопросе расходятся.

Начало борьбы за освобождение от гиксосского владычества по легенде связано с фиванским царём Секненра, мумия которого покрыта глубокими ранами, некоторые из них смертельны. Видимо, он погиб в одном из сражений с гиксосами.

Его сын, Камос, последний царь XVII династии собрал войско, двинулся на север и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его. Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта. Изгнание гиксосов завершается взятием крепости Шарухен в южной Палестине.

Сохранились различные материальные свидетельства пребывания гиксосов в Древнем Египте. Так, им приписывают определенные виды игл и украшений, керамических изделий и орнаментов.

После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: разные виды мечей и кинжалов, более сложный загнутый назад лук, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем.

У гиксосов было перенято самое важное новшество — двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий.

В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский бог Сет. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.