История Древней Греции

История Древней Греции насчитывает почти четыре тысячи лет и является одной из составных частей истории древнего мира. Начиналась она с истории негреческих народов, которые с древнейших времен населяли территорию современной Греции.

Греки не являются исконными жителями Греции, они – пришельцы. Они пришли сюда значительно позднее, из-за Балкан, с севера; с кем и где они жили раньше – об этом ученые спорят до сих пор.

Пеласгия

Первым известным нам народом, населявшим территорию современной Греции, были так называемые пеласги – представители группы «средиземноморских народов», когда-то широко распространенной и загадочной для современных историков. К группе «средиземноморских народов» относились также этруски, и, возможно, ныне живущими потомками средиземноморских народов являются баски. Пеласги были носителями одного из индоевропейских языков.

В V — III тыс. до н. э. территория севера Греции была южной границей распространения высокоразвитой культуры Винча, которую можно рассматривать как одного из вероятных предков пеласгов.

По словам Геродота, в III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна называлась Пеласгией. Самоназвание пеласгов нам неизвестно. Таким именем первых жителей Эллады назвали впоследствии сами греки.

Эти народности поздние греческие историки считали варварами, хотя археологические данные свидетельствуют, что их культура в действительности находилась на более высоком уровне развития, чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-II тыс. до н. э.

Культура пеласгов принадлежит эгейской цивилизации – самой первой известной цивилизации в истории Греции. Это общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. в материковой Греции, на островах Эгейского моря, Крите и Малой Азии (Анатолия). История пеласгов стала началом раннеэлладского периода элладской цивилизации.

Обнаруженные во время раскопок поселения раннеэлладской эпохи второй половины III тыс. до н. э. свидетельствуют, что уже в ту далекую эпоху общество пеласгов было разделено на классы.

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида:

  • цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати,
  • плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), в основном, заселенные, крестьянами-земледельцами.

Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями. Часть крестьянских поселений тоже была укреплена.

В раннеэлладский период, помимо занятия земледелием, возникает ремесло (кузнечное, гончарное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, однако не исключено, что она также производилась на обмен за пределы отдельной общины.

Цивилизация этого периода в своём развитии уже опережала другие европейские культуры, однако дальнейшему её развитию помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

В конце III тысячелетия до н. э. в страну вторглись пришельцы с севера Балканского полуострова, называемые ахейцами. С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. Эти завоевания стали началом среднеэлладского периода элладской культуры.

Минойская цивилизация

Завоевания ахейцев практически не затронули островную часть Эгейского архипелага. Население острова Крит с середины III тыс. до н. э. переживало те же самые процессы становления ран­ней государственности, что и в материковой Греции до ахейского завоевания.

Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции. Преобладающую часть населения Крита во II тысячелетии до н.э. составляли «минойцы» (это утвердившееся в современном антиковедении условное название, как и термин « минойская культура », произведено от имени главного героя древнекритских сказаний – царя Миноса).

На острове уже в конце III тыс. до н. э. появляются первые раннегосударственные образования — дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех — в Кноссе, Маллии, Фесте, Като-Закро. Каждый из них имел своим экономическим, политическим и религиозным центром крупный дворец, вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

В общей периодизации Крита период XXII-XVIII вв. до н. э. получил название «эпохи старых дворцов». Практически ничего не известно об этом времени, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. на острове центры первых раннегосударственных образований были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако здесь начинается с XVII в. до н. э. так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, от внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами.

Критское общество, по всей видимости, в период своего рас­цвета имело теократическую форму правления, когда в руках правителя были сосредоточены функции как светского властителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления была распространена в государствах Древнего Востока, с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. Чисто жреческого сословия на Крите не сформировалось.

На острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность: сначала была изобретена «критская иероглифика» (названная так за сходство с египетскими иероглифами), затем её упрощённый вариант – «линейное письмо А» и, наконец, «письменность Фестского диска», знаками которой, в частности, написан загадочный текст на керамическом диске из древнего города Феста на Крите.

Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н. э. столицей всего острова. В это время расцвет цивилизации на Крите обычно связывают с именем его легендарного правителя — царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Как сообщают греческие легенды, именно Минос, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Миносу удалось подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойцы колонизовали остров Кипр, установили тесные связи с Египтом и Угаритом (в Сирии). Критский флот очистил от пиратов и установив свободу судоходства в Восточном Средиземноморье.

Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н. э. Остров в это время покрылся сетью мощёных дорог с постоялыми дворам и сторожевыми пунктами. Перестраивались и благоустраивались старые города, появились новые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). В дворцовых кладовых сосредотачивались всякого рода запасы – ремесленные изделия и продовольствие, поступившие туда как подать или военная добыча. Специальные чиновники отвечали за сохранность того или иного подведомственного им лично вида материальных ценностей, поступавших во дворец. Сохранились образцы печатей, которыми они опечатывали складские ёмкости, печатей, несущих иероглифические надписи. Текущая хозяйственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».

Однако развитие минойского Крита в середине XV в. до н. э. было роковым образом прервано грандиозным извержением вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин). На острове все дворцы и сельские поселения были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. За этим последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н. э. греков-ахейцев, которые ещё раньше, на рубеже III-II тыс. до н. э., вторглись с севера на юг Балканского полуострова, почти повсеместно ассимилировав или вытеснив местное пеласгийское население.

Ахейская цивилизация

Кто такие ахейцы?

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.

Находки среднеэлладского периода (XX—XVII), полученные в результате раскопок, говорят о заметном упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. Это связано с низким уровнем общественного развития переселенцев-завоевателей – ахейцев, находившихся в это время на стадии разложения родоплеменных отношений. Изделия из металла отсутствовали в погребениях этого времени, вновь вместо них появляются каменные орудия. Инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Монументальные сооружения также исчезают. Однако, в этот период появляются некоторые новшества, такие как боевая колесница и гончарный круг.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Охромене, Пилосе. На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.

Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен, расположенных в Арголиде.

Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.

Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты.

В пору расцвета государственности (XVI-XII вв. до н.э.) древним ахейцам была известна письменность, основные элементы которой они переняли у минойцев. В результате появился тип письма, получивший название «линейного письма Б». «Линейное Б» было приспособлено для передачи слов и значений на греческом языке. Подавляющая часть дошедших до нас текстов на «линейном Б» — это различные инвентарные списки и документы хозяйственной отчетности.

Были случаи временного объединения обычно враждующих ахейских государств в целях осуществления внешних завоеваний. Примером тому был поход во второй половине XIII века до н.э. объединенных сил ахейцев для захвата ТроиТроянская война (около 1240-1230 гг. до н.э.), блестяще описанная в эпических произведениях Гомера « Илиада » и « Одиссея ». Скорее всего, это был лишь один из эпизодов широкого колонизационного движения ахейцев, характерный для позднего периода истории микенской Греции. Ахейские поселения обнаружены на побережье Малой Азии, на островах Крит, Кипр, Родос. Ахейские фактории обнаружены на Сицилии и в южной Италии.

Однако в последние два века II тыс. до н.э. дальнейшее развитие ахейской цивилизации было прервано очередным перемещением северобалканских племен, среди которых ведущее место занимала волна греков-дорийцев. Раскопки показывают, что еще в конце XIII века до н.э. процветающие ахейские государства стали ощущать приближение неких грозных событий. Возводится мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на полуостров Пелопоннес. Сооружаются новые укрепления, ремонтируются прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Однако, несмотря на это, практически все ахейские дворцы к концу XII века до н.э. были разрушены, их население частично уничтожено, частично переселилось в дальние, малопригодные для обитания области Балканского полуострова.

Причиной завоевания дорийцами мощных цитаделей был, скорее всего, тот факт, что они уже имели в своем распоряжении железное оружие благодаря условиям местности, в которой проживали до переселения на юг Балканского полуострова, в то время как ахейские ремесленники работали только с бронзой и выплавлять железо еще не умели.

Скорее всего, именно дорийцы познакомили население Греции с железом, совершившим вскоре настоящий переворот в экономике Древней Греции. И это, пожалуй, все положительное, что принесли дорийцы в Грецию. Общество Балканской Греции в результате их завоевания было отброшено в своем развитии на много веков и повсеместно деградировало к возрождению родовых отношений.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий