Лицейские преподаватели Пушкина

Среди лицейскиз преподавателей Пушкина стоит прежде всего назвать В. Ф. Малиновского.

Василий Фёдорович Малиновский (1765-1814) — просветитель, дипломат, публицист. Первый директор Императорского Царскосельского Лицея. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Брат Алексея Фёдоровича и Павла Фёдоровича Малиновских.

Семья Малиновских имела старинные связи с семьей Пушкиных; Павел Фёдорович Малиновский, был свидетелем на свадьбе родителей А. С. Пушкина.

Окончил философский факультет Московского университета. Превосходно знал иностранные языки, в том числе латынь, греческий древнегреческий и латынь.

В 1789 году начал работать переводчиком в русской дипломатической миссии в Лондоне, в 1801 году был назначен генеральным консулом в Молдавию. В 1802 году возвратился в Россию.

Василий Фёдорович обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» — одним из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, дававшем приют 30 девицам бедного состояния, участвовал в работе медико-филантропического комитета.

В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Это был

Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно лицеисты любили проводить досуг в его семье— в беседах с ним и его близкими.

Малиновского считал, что в Лицее все должно быть как в родном доме, а на практике тридцать первых воспитанников стали ему близкими и родными, словно члены его семьи. Он считал, что даже во время обеда, пусть он будет самым обычным, все надо сделать «со вкусом, со вниманием, как в семействе о детях, а не по казенному», — писал он.

В каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность. Чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были творческое отношение к жизни, инициатива, демократизм.

Из его записной книжки:

Войну объявить лицемерию. Ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного — даже уничтожить сие как полушку против фальшивой серебряной гривны, и пятак медный выше фальшивого рубля и червонца.

С первых минут Малиновский сумел завоевать любовь и уважение не только педагогического коллектива, но, самое главное, воспитанников. Позднее один из них напишет: «Предоставляя детям известную свободу в обращении, он никогда не окружал их страхом, не действовал на них угрозами, и прежде нежели приступал к мерам строгости, старался привлечь к себе молодое сердце простотою, терпеливостью, дружеским обращением…»

Оцените статью
Добавить комментарий